Аккумуляторная батарея.
Слабым звеном надежности системы оперативного постоянного тока является последовательное включение 102 и более элементов аккумуляторной батареи.Выход из строя хотя бы одного элемента влечет за собой неисправность всей батареи.
На больших подстанциях это обстоятельство не особенно актуально там, как правило, используются дорогостоящие аккумуляторы с жидким электролитом, имеется квалифицированный персонал способный в любой момент времени оценить степень заряженности и готовность аккумуляторов к работе методом контроля плотности электролита.
Оборудование современной подстанции имеет гораздо меньшее энергопотребление, что делает привлекательным использование герметизированных аккумуляторов (VRLA) из-за таких качеств как не высокая стоимость, отсутствие газовыделения, простота обслуживания. Однако, при эксплуатации герметизированных аккумуляторов возникают вопросы, например: асимметрия батареи.
Асимметрия напряжения моноблоков.
При эксплуатации аккумуляторной батареи, неизбежно возникает дисбаланс напряжений из-за разности внутреннего сопротивления отдельных моноблоков.В начальном периоде эксплуатации батареи этот дисбаланс незаметен, но уже через несколько месяцев внутреннее сопротивление каждого элемента меняет свое первоначальное значение, в результате какие-то моноблоки оказываются незаряженными, другие перезаряженными, оба варианта губительно влияют на элементы батареи и со временем могут привести к необратимым последствиям.
Для оперативного выявления ненадежных элементов батареи, обычно используется метод контроля напряжения асимметрии групп аккумуляторов, который не гарантирует 100% исправности батареи, например, при наличии дефектных элементов в разных группах.
На скриншоте сенсорной панели ШУОТ-2406 видно, что при явном рассогласовании напряжения моноблоков, сигнализации ждать не приходится.
Справедливости ради, стоит сказать, что сегодня появились переносные приборы способные измерять емкость и внутреннее сопротивление промышленных аккумуляторов, но контроль батареи с помощью таких приборов является перманентным и не решает вопросов в принципе.
Система выравнивания напряжения моноблоков.
В системах оперативного тока «ZES» эта проблема решена с помощью системы выравнивания напряжения моноблоков СКНМ, которая выполняют следующие функции:
1. Постоянный прецизионный контроль напряжения каждого моноблока с установкой допустимого напряжения рассогласования.
2. Автоматическое выравнивание напряжения моноблоков батареи при возникновении дисбаланса напряжений моноблоков с точностью до ±0,01В в режиме подзаряда.
3. Автоматическое выравнивание внутреннего сопротивления моноблоков батареи в режиме разряда батареи при условии физической пригодности отстающих моноблоков.
4. С помощью временного графика напряжений, в режимах разряда или заряда, выявляются дефектные элементы на ранней стадии.
5. Возможность индивидуального заряда или разряда моноблоков в составе батареи является отличным инструментом в экстренных случаях, при замене дефектного аккумулятора. Выполнение уравнительного заряда или необходимого разряда конкретного моноблока выполняется нажатием соответствующей кнопки на сенсорной панели.
6. Кроме вышеперечисленных функций система осуществляет постоянный контроль цепи аккумуляторной батареи.
Для необслуживаемых аккумуляторных батарей функция выравнивания напряжений элементов крайне необходима, т.к. общее напряжение аккумуляторной батареи не является показателем ее работоспособности, кроме того, значительно повышается надежность и увеличивается срок службы аккумуляторной батареи, все это очень важно для систем оперативного постоянного тока.
На практике в европейских странах чтобы повысить надежность системы, к ЗВУ параллельно подключают две и более аккумуляторные батареи, в таких схемах система коррекции напряжения моноблоков также была бы как нельзя кстати. В платформе «ZES» для повышения надежности бесперебойного питания, также предлагается использование двух аккумуляторных батарей, но вместо простого параллельного включения используются схемные решения для независимого обслуживания аккумуляторных батарей.
|